Экзамен
КАК ГОТОВИТЬСЯ К УСТНОМУ ЭКЗАМЕНУ
Готовясь к экзамену, нужно иметь вопросы и учебники, учебные пособия для повторения, а не только конспект.
1. Подготовку начинать с чтения учебника в быстром темпе - этому отвести следует целый день.
2. На следующий день просмотрите основные разделы учебника, а затем начинайте отвечать на вопросы экзаменационных билетов. Если через 2-3 минуты не можете вспомнить необходимое, загляните в учебник. Закончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу начинайте заново. К вечеру второго дня вы закончите повторение. Пришло время для прогулки, спорта.
3. Повторение на третий день постарайтесь закончить к 15 часам, а потом отдыхайте. Вы заслужили этот отдых.
4. В последний день, отведённый для подготовки к экзамену, повторение начните во второй половине дня (15-16 часов) и закончите его к 22 часам. Хороший крепкий сон поможет вам.
А ещё хотелось бы порекомендовать книги О. Андреева, Кларка Ли по технике быстрого чтения, которые сэкономят ваше время и научат вас быстро читать.
Психологические аспекты экзамена
Экзамен зачастую для всех – и отличников и не очень – является стрессовой ситуацией. Если у первых - оттого, что чувствуют ответственность за подтверждение статуса компетентного человека в своих собственных глазах, а также перед преподавателями и сокурсниками, то удел иных ограничивается стремлением просто остаться студентом. А потому, невзирая на столь разные мотивы, имеет смысл обратить внимание на
СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Возможно, вам будут полезны некоторые рекомендации:
- Учитывайте стереотип восприятия на экзамене: «Сильные идут первыми». Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в конце – среди троечников.
- Уверенность в знаниях (или без них) проявляйте в поведении, а не в высказываниях «Это элементарно!» и т. п. У преподавателя в ответ может возникнуть желание убедить вас в обратном…
- Свой ответ начинайте с хорошо знакомого вам вопроса. Если он по счёту 2-ой или 3-ий, не спрашивайте разрешения начать с него – не демонстрируйте признаки неведения по другим.
- Важно запомнить конкретные цифры и даты (может они значат для вас нечто личное – тогда лучше запомнятся) – это позволит предстать в более выгодном свете перед экзаменатором.
- Внимательно слушайте предыдущие ответы – возможно, что-то натолкнёт вас на свежую мысль или позволит припомнить необходимое.
- Ваша речь должна быть выразительной:
- Делайте акцент на ключевых словах
- Меняйте интонации голоса – не допускайте монотонности при ответе
- Следите за мимикой (и своей и преподавателя)
- Контролируйте жесты («зажатость» движений при ответе наводит на мысли о неуверенности в знаниях, впрочем, как и повышенная жестикуляция)
- Следите за своим внешним видом
- Если вы считаете замечания преподавателя необъективными, то не спорьте, а подчеркните недостаточность времени для подготовки ответа.
- Если вам задали, на ваш взгляд, провокационный вопрос (заведомо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, прояснить его смысл.
- В конце ответа желательно сделать вывод.
Финальные фразы должны быть очень яркими.
- Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждёт ответа, повторите другими словами уже сказанное.
- В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать такое состояние:
«Я очень волнуюсь, но от вас приму любую оценку, которую вы сочтёте нужным поставить».
ПРИЁМЫ САМОНАСТРОЙКИ И АУТОТРЕНИНГА
Перед экзаменом студенты часто сталкиваются с состоянием волнения. Волнение бывает разным: одних – мобилизует, других – доводит до крайне подавленного состояния. У первых эффективность деятельности возрастает («стресс льва»), а у других – падает («стресс кролика»).
В случае если избавиться от волнения не удаётся, имеет смысл вместо бегства включиться в борьбу. Подобный ход предполагает использование приёмов самонастройки и аутотренинга:
- Приём «лобовой атаки». С помощью специально подобранных вами словесных формул сформулируёте своё отношение к экзамену и произнесите их с чувством гнева.
- Создайте образ ситуации экзамена и, как только появится волнение, властным, приказным тоном произнесите: «Стоп!» или «Спокойно!».
- Неоднократно в течение дня повторяйте слова, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет» и т. п. этот приём необходимо использовать лишь до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.
- Представьте экзамен со всеми его подробностями и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения и развития событий. Таким образом, вы сможете снизить уровень переживаний и уровень тревоги.
- Приём «Мысленное перевоплощение». Попробуйте примерить и вжиться в образ человека, который имеет желательные для вас качества.
- Если беды других людей для вас чересчур абстрактны, возьмите себе за правило перед экзаменом успокаивать друг друга.