Экзамен

Concentrate-on-the-Reward-a.jpg

КАК  ГОТОВИТЬСЯ  К  УСТНОМУ  ЭКЗАМЕНУ

Готовясь  к  экзамену, нужно  иметь  вопросы  и  учебники, учебные  пособия  для  повторения, а  не  только  конспект.

1.      Подготовку  начинать  с  чтения  учебника  в  быстром  темпе - этому  отвести  следует  целый  день.

2.      На  следующий  день  просмотрите  основные  разделы  учебника, а  затем  начинайте  отвечать  на  вопросы  экзаменационных  билетов. Если  через  2-3  минуты  не  можете  вспомнить  необходимое, загляните  в  учебник. Закончив  первое  повторение, отдохните  20  минут  и  сразу  начинайте  заново. К  вечеру  второго  дня  вы  закончите  повторение. Пришло  время  для  прогулки, спорта.

3.      Повторение  на  третий  день  постарайтесь  закончить  к  15  часам, а  потом  отдыхайте. Вы  заслужили  этот  отдых.

4.      В  последний  день, отведённый  для  подготовки  к  экзамену, повторение  начните  во  второй  половине  дня (15-16 часов)  и  закончите  его  к  22  часам. Хороший  крепкий  сон  поможет  вам.

А  ещё  хотелось  бы  порекомендовать  книги  О. Андреева, Кларка Ли  по  технике  быстрого  чтения, которые  сэкономят  ваше  время  и  научат  вас  быстро  читать.

Психологические аспекты экзамена

   Экзамен зачастую для всех – и отличников и не очень – является стрессовой ситуацией. Если у первых -  оттого, что чувствуют ответственность за подтверждение статуса компетентного человека в своих собственных глазах, а также перед преподавателями и сокурсниками, то удел иных ограничивается стремлением просто остаться студентом. А потому, невзирая на столь разные мотивы, имеет смысл обратить внимание на

СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ

Возможно, вам будут полезны некоторые рекомендации:

  1. Учитывайте стереотип восприятия на экзамене: «Сильные идут первыми». Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в конце – среди троечников.
  2. Уверенность в знаниях (или без них) проявляйте в поведении, а не в высказываниях «Это элементарно!» и т. п. У преподавателя в ответ может возникнуть желание убедить вас в обратном…
  3. Свой ответ начинайте с хорошо знакомого вам вопроса. Если он по счёту 2-ой или 3-ий, не спрашивайте разрешения начать с него – не демонстрируйте признаки неведения по другим.
  4. Важно запомнить конкретные цифры и даты (может они значат для вас нечто личное – тогда лучше запомнятся) – это позволит предстать в более выгодном свете перед экзаменатором.
  5. Внимательно слушайте предыдущие ответы – возможно, что-то натолкнёт вас на свежую мысль или позволит припомнить необходимое.
  6. Ваша речь должна быть выразительной:
    • Делайте акцент на ключевых словах
    • Меняйте интонации голоса – не допускайте монотонности при ответе
    • Следите за мимикой (и своей и преподавателя)
    • Контролируйте жесты («зажатость» движений при ответе наводит на мысли о неуверенности в знаниях, впрочем, как и повышенная жестикуляция)
    • Следите за своим внешним видом

  1. Если вы считаете замечания преподавателя необъективными, то не спорьте, а подчеркните недостаточность времени для подготовки ответа.
  2. Если вам задали, на ваш взгляд, провокационный вопрос (заведомо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, прояснить его смысл.
  3. В конце ответа желательно сделать вывод.

 Финальные фразы должны быть очень яркими.

  1. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждёт ответа, повторите другими словами уже сказанное.
  2. В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать такое состояние:

 «Я очень волнуюсь, но от вас приму любую оценку, которую вы сочтёте нужным поставить». 

ПРИЁМЫ САМОНАСТРОЙКИ И АУТОТРЕНИНГА

Перед экзаменом студенты часто сталкиваются с состоянием волнения. Волнение бывает разным: одних – мобилизует, других – доводит до крайне подавленного состояния. У первых эффективность деятельности возрастает («стресс льва»), а у других – падает («стресс кролика»).

В случае если избавиться от волнения не удаётся, имеет смысл вместо бегства включиться в борьбу. Подобный ход предполагает использование приёмов самонастройки и аутотренинга:

  1. Приём «лобовой атаки». С помощью специально подобранных вами словесных формул сформулируёте своё отношение к экзамену и произнесите их с чувством гнева.
  2. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появится волнение, властным, приказным тоном произнесите: «Стоп!» или «Спокойно!».
  3. Неоднократно в течение дня повторяйте слова, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет» и т. п. этот приём необходимо использовать лишь до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.
  4. Представьте экзамен со всеми его подробностями и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения и развития событий. Таким образом, вы сможете снизить уровень переживаний и уровень тревоги.
  5. Приём «Мысленное перевоплощение». Попробуйте примерить и вжиться в образ человека, который имеет желательные для вас качества.
  6. Если беды других людей для вас чересчур абстрактны, возьмите себе за правило перед экзаменом успокаивать друг друга. 

 

  db91239b.jpg     baner.png