Первокурсникам

first.jpg

Первокурсникам:
 как работать над лекциями, конспектами

Важно с первых дней учебы выработать свой подход, свой стиль работы с учебным материалом. Это залог успешной учебы.

Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится вашим достоянием, входит в ваш образовательный фонд.

Предлагаем вам несколько простых советов: 

1. Не следует стремиться записывать лекции дословно, поскольку темп речи лектора 90-120 слов в минуту, а темп записи около 20 слов. При записи надо активно обдумывать содержание, переформулировать его своими словами (кроме определений и формул). Это один из способов развития мышления. 

2. Что же надо записывать на лекции? Прежде всего – тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем – некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу. Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное. 

3.При записи надо обязательно оставлять широкие поля, место между строками. Фиксируйте на полях возникающие по ходу лекции вопросы, ваши мысли и соображения. Вопросы вы можете задать лектору на семинарском занятии (будьте активнее в этом). Не забывайте выделение абзацев, нумерацию основных положений. Выносите на поля ключевые слова. 

4.Конспект нуждается в доработке в день лекции, пока есть возможность оперативно восстановить пропущенный материал, расшифровать малопонятные записи. Рекомендуем в этот же день читать материал и в учебнике, отвечая на возникающие у вас вопросы. Старайтесь сразу же приводить собственные примеры, связывать материал с известными вам сведениями, практикой, личным опытом. Выделяйте главное и непонятное. Затем вновь просмотрите конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными. 

5.Широко используйте цвет при записи и доработке конспекта. Цветовые обозначения используйте однозначно во всех записях (главное, примеры, спорные вопросы, практические рекомендации). 

6.В тот же конспект вносите по темам то новое, что услышите на семинарских занятиях, из доклада товарищей, на консультациях.

7.При записи лекции пользуйтесь элементами стенографии, собственными сокращениями. Надо помнить, что:

1) обозначения должны быть однотипные;
2) алфавит сокращений записан в конце тетради;
3) можно обозначать цветами.

Предлагаем вам некоторые условные сокращения (используйте лишь то, что вам удобно, придумывайте свои знаки).

Существительные внутри темы можно обозначать заглавными буквами: Э - электроника, Т - техника, П – программа, К – культура, И - искусство и т. д.

Прилагательные можно обозначать строчными буквами: т - технический, п – программный  и т. д.

Иногда полезно записывать окончания буквами, например, т-го, что значит технического.

Можно:
- оставлять корневую часть слова: личн. - личностный;
- опускать корневую часть: а-з - анализ;
- опускать гласные: пртврч - противоречие, дтчб - для того чтобы, кт -  который и т. д. 

Предлагаемая символика:

  • математическая (физическая): > больше, < меньше, ≈ приблизительно,  

 ^ возрастает,  принадлежит, => вытекает.

  •  грамматическая: ! - важно, !! – очень важно, ? – под вопросом, запись крупными буквами, подчеркивание. 

Запомните: Нельзя чрезмерно сокращать слова, чередовать их с несокращенными! 

При систематической работе над конспектом и учебником: 

  • знания приобретаются постепенно, а не только в период подготовки к экзаменам;
  • облегчается работа по подготовке к семинарским занятиям;
  • во время экзаменов следует только лишь освежить в памяти свою работу в течение семестра;
  • а конспекты вы можете сохранить для работы после окончания вуза.

  db91239b.jpg     baner.png