Как успешно сдать экзамены

Concentrate-on-the-Reward-a.jpg


Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв).

Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность).
Не экономьте за счет сна!!!

Устраивайте себе в дни подготовки к экзаменам дробный сон - меньше спать ночью (имеется в виду, раньше вставать, а не позже ложиться), но зато спать 1 - 1,5 часа днем, как в детсадовский "тихий час". Перед сном можно повторить особо трудный материал.

Установлено, лучше запоминается то, что было выучено последним. Кроме того, во время сна полученные знания будут перерабатываться мозгом и переходить в долговременную память в спокойной обстановке, не подгоняемые поступающей новой информацией.

Не следует заниматься по много часов без перерывов. Лучше учить блоками - усвоил тему, закрепил ее - и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и - за новую тему.

Через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхайте 10 минут (сделайте легкую гимнастику, проветрите комнату, пройдитесь по коридору, не мешая работать другим).

Чередуйте умственную и физическую деятельность. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1-2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе.

Физкультура и спорт повышают работоспособность, придают свежесть, бодрость и восстанавливают умственную работоспособность.

Избегайте переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.

Если любите писать шпаргалки - ПИШИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, есть вероятность, что в голове что-нибудь осядет (многие преподаватели признают полезность их написания, но, тем не менее, не советуют ими пользоваться непосредственно на экзамене).

Для устного экзамена полезно проговорить ВСЛУХ все билеты. Убьете, таким образом, кучу зайцев: запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли и почувствуете себя гораздо увереннее.

Обратите внимание на ПИТАНИЕ: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов. Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

Сведите к минимуму прием возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе) и сигарет, ни в коем случае нельзя применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы и пр.). Замените их травяным чаем и спортом.

Во время экзамена постарайтесь наладить психологический контакт с преподавателем. Вы можете учесть следующие рекомендации психологов:

Прежде всего, не забудьте поздороваться, улыбнуться и спокойно встречайте взгляд собеседника.

Помимо речевой (вербальной) формы общения существует и несловесная (невербальная): интонация, паузы, позы, жесты, мимика. Конечно, на экзамене наиболее важна вербальная составляющая - то есть суть ответа и знание материала, но инстинктивно преподаватель оценивает и другие факторы: уверенность студента, его эмоциональный настрой. Поэтому:

Если есть возможность, лучше ставить свой стул не напротив экзаменатора, а под углом к нему, что уменьшит вероятность конфликта и противостояния.

 Желательно стремиться к открытым позам (при которых туловище развернуто к собеседнику, ладони открыты и развернуты), и избегать закрытых поз (скрещенных на груди рук, перекрещенных ног, сцепленных пальцев).

 Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует доверие, готовность к прямому воздействию, а люди, избегающие визуального контакта, оцениваются скорее негативно. Поэтому постарайтесь держаться непринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, так как это не внушает доверия.

 Во время ответа постарайтесь принять позу, наиболее похожую на позу экзаменатора.

Фиксируйте его любимые слова и выражения и постарайтесь вставлять их в свой ответ.

 На  экзамене демонстрируйте уверенность в себе и уважение к собеседнику.

Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.

Если экзамены вызывают у вас выраженную тревогу, если вы отмечали у себя признаки экзаменационного стресса (учащенное сердцебиение, нарушение сна, дрожание рук и пр.), необходимо принять меры для снижения уровня стресса.

Вам следует трижды (за день до экзаменов, перед выходом из дома и за полчаса до экзамена) провести сеансы расслабления и снизить уровень нервно-психического напряжения.

Для этого используйте: медитацию на дыхании, формулы самовнушения и мысленного создания идеальной картины экзамена. С помощью аутогенной тренировки можно использовать, например, такие формулы:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»

«Моя память работает хорошо. Я все помню»

«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе»

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз.

Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку.

Таким образом, создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

НИ ПУХА ВАМ, НИ ПЕРА!